Информация об аннотациях к рабочим программам
Рабочая программа по литературе для обучающихся 11 класса создана на основе
- Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089),
- Примерной учебной программы основного общего образования по литературе и авторской Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В.Я.Коровиной (редакторский коллектив: В.П.Журавлёв, В.И.Коровин И.С.Збарский, В.П.Полухина) Москва «Просвещение» 2011г.
- Программа предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне, специфика которого состоит в сохранении фундаментальной основы курса, систематизации представлений учащихся об историческом развитии литературы, осознании диалога классической и современной литературы. Это позволяет реализовать цели изучения литературы в старших классах, определённые Примерной учебной программой по литературе:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстовхудожественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
- Авторы УМК видят цель изучения литературы в школе в следующем:
- приобщить учащихся к искусству слова, богатству русской классической и мировой литературы, познакомив с классическими образцами мировой словесной культуры;
- сформировать основу литературного образования путём чтения и изучения художественных произведений, знакомства с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений;
- расширить читательский кругозор учащихся;
- повысить качество чтения;
- способствовать духовному развитию и совершенствованию учеников;
- активизировать художественно-эстетические потребности детей;
- развить их литературный вкус;
- подготовить их к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу произведения литературы;
- стимулировать творческую активность детей;
- формировать навык выразительного чтения;
- воспитывать высокие нравственные чувства и качества у подрастающего поколения.Главной идеей предполагаемой программы является изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к литературе XVIII, XIX, XX веков и современной. Соблюдается также системная направленность: например, от освоения различных жанров фольклора в средних классах к проблеме «Фольклор и литература» в старших; от сказок, стихотворных и прозаических произведений Пушкина в средних классах к изучению творчества поэта в целом (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков и в каждом из классов (горизонталь). Именно эта идея и концентрический подход помогают подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т.п.Принцип концентризма, осуществляемый последовательно на каждой ступени обучения, предполагает последовательное возвращение к определённым авторам и даже к одним и тем же произведениям. Но, разумеется, на каждом этапе перед учениками ставятся различные задачи изучения текста:
- Содержание программы позволяет утверждать, что она сохраняет преемственность с программой литературного образования средней школы. Программа концентра 5 – 9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10 – 11 классов, где монографически изучается творчество классиков русской литературы. Подобный подход позволяет учащимся осмыслить сложные произведения литературы каждого периода, осознавая их единство.
- Данные цели могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Именно поэтому объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной. Авторы программы избегают жёсткой регламентации в выборе произведений для чтения и изучения, обсуждения, поэтому выбор, какие произведения читать и изучать, а какие читать и обсуждать сделан мной на основе читательских пристрастий учащихся, индивидуальных особенностей каждого класса. Количество часов, отводимых на изучение той или иной темы, тоже определяется не требованиями УМК, а уровнем сформированности общеучебных умений и навыков детей в каждом конкретном учебном коллективе, а также интересом, проявленным при изучении произведения.
- познакомить с писателем и его лучшими произведениями;
- углубить первоначальное впечатление от прочитанного;
- раскрыть подтекст;
- усложнить анализ;
- раскрыть образ автора и др.Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит210 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература на этапе среднего (полного) общего образования. В XI классе выделяется 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю).Чтение и письмо для развития критического мышления
- Технологии, используемые в работе:
- Программа каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы. В каждом из курсов затронута одна из ведущих проблем: 11 класс – 2часть линейного курса на историко-литературной основе («Русская литература XX века»). Чтение и изучение произведений зарубежной литературы программой рекомендовано осуществлять в разные периоды учебного года, хотя считаю целесообразным это делать в конце года, потому что большинство тем в этом разделе изучаются обзорно, и при необходимости корректировки рабочей программы по причине актированных дней данный материал выводится на самостоятельное изучение в период летнего самостоятельного чтения.
- ИКТ
- Обучение в сотрудничестве
- Исследовательские методы обучения
- Здоровьесберегающие технологии
- Игровые методы обучения